Рост безработицы, конкуренция за рабочие места и несоответствие на практике норм трудового законодательства текущим условиям. Что ждет рынок труда после пандемии коронавируса и как обстоят дела сегодня? Создавшуюся ситуацию предметно разобрали участники вебинара «Влияние последствий пандемии коронавируса на рынок труда в России: анализ и перспективы». Организатором онлайн-встречи выступил Центр программ МРА Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.
К участию в дискуссии пригласили специалистов сферы: главу представительства Coleman Services UK Ltd Ольгу Банцекину, заместителя директора Центра подготовки руководителей̆ цифровой̆ трансформации ВШГУ РАНХиГС Наталью Гаркушу, декана факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС Илью Шебуракова, HR-директора АНО «Платформа Национальная технологическая инициатива» и АНО «Университет 20.35» Алену Гейдт, а также заместителя директора ИГСУ РАНХиГС Руслана Корчагина. Модератором встречи стал заместитель руководителя Аппарата Общественной палаты Российской Федерации Александр Юхно.
Ольга Банцекина представила результаты комплексного анализа рынка труда в России. По данным эксперта, к переходу в кризисной ситуации на удаленную работу были готовы не все, но почти все быстро сориентировались. Данные опроса показали, что треть респондентов перевела на удаленку около 75% работников (исследование KPMG). 96% работодателей, которые справились с введением дистанционных форм организации труда, заявили, что у них достаточно ресурсов для поддержания процессов в удаленке (исследование EY).
Ольга Банцекина представила и такие данные: 17% сотрудников компаний, которые участвовали в исследовании, отмечают, что стали работать лучше. Около половины опрошенных считают, что эффективность осталась на докризисном уровне. (опрос hh.ru)
«Интересно, что 57% опрошенных хотели бы продолжать работать удаленно и после окончания пандемии. Поклонники удаленного формата отмечают, что не надо тратить время на дорогу до офиса и обратно, дома меньше отвлекающих факторов, они могут быстрее и глубже погрузиться в работу. А вот противники пожаловались на родственников, которые мешают сосредоточиться на работе, на отвлекающие факторы в виде домашних дел и даже отметили, что дома работать попросту лень», – рассказала эксперт.
Также она подчеркнула, что в экстренном переходе на удаленку возникли сложности с пониманием, что такое нерабочие оплачиваемые дни: разъяснения Минтруда, Роструда и Роскомнадзора, по мнению эксперта, были несвоевременными и недостаточными. Также для многих компаний стало помехой в удаленной работе отсутствие цифровых подписей.
Илья Шебураков представил результаты исследования факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС. Рассказал, как подготовиться к следующей ступени карьерной лестницы, ориентируясь на модель управленческих метакомпетенций, которая состоит из трех составляющих управленческой готовности: лидерской, менеджерской и экспертной. Для этого необходимо сфокусироваться на развитии следующих компетенций: умении мотивировать, заряжать, мыслить масштабно и стратегически, работать в команде, развиваться и анализировать происходящее.
«Руководитель на разных уровнях должен обладать всеми этими тремя качествами. Интересно, что чем выше управленческий уровень, тем выше уровень именно экспертной готовности. И примерно на одинаковых уровнях лидерская и менеджерская готовность», – рассказал эксперт.
По его мнению, в условиях удаленной работы и кризиса сложнее всего сохранять и развивать лидерскую составляющую, поскольку отсутствует прямой контакт с командой. С живой аудиторией проще. Поэтому руководителям предстоит прорабатывать именно эту готовность.
Об опыте и сложностях при формировании цифровых команд и распределении ролей в условиях цифровой трансформации рассказала Наталья Гаркуша. По ее словам, на этом пути важны организационные изменения.
«Организационная структура органов госуправления требует изменений, прежде всего из-за новой активно масштабируемой реальности в оказании госуслуг: минимизации участия человека при оказании государственных услуг; оказании услуг в онлайн режиме с автоматическим осуществлением межведомственных запросов. Гражданин не должен даже задумываться о том, какие необходимы справки, какие подтверждающие документы надо собрать для получения госуслуги. Все должно происходить автоматически. Данные тенденции требуют перестройки организационных механизмов, грамотного подбора цифровых команд в органах власти для запуска процессов создания и развития цифровых продуктов и услуг — от этапа генерации идей до первых пилотов и дальнейшего тиражирования. При этом цифровизация самих органов власти невозможна без пересмотра существующих процессов и операционной деятельности. Важно, чтобы текущие процессы не воспринимались как канон и не автоматизировались без оптимизации. Иначе цифровизация хаоса приведет к цифровому хаосу», – уверена эксперт.
О профессиях и компетенциях будущего участникам вебинара рассказала HR-директор АНО «Платформа Национальная технологическая инициатива» и АНО «Университет 20.35», эксперт Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Алена Гейдт.
«Будущее наступает быстрее, чем мы предполагали. Я давно уже стала фанатом такого проекта, как “Атлас будущих профессий” – там в очень понятной форме указаны компетенции будущего и профессии, которые будут востребованы лет через 10-15. В первом издании мы читали о таких профессиях, как, например, комьюнити-менеджер, менеджер по работе с сообществами. Что это такое, никто не понимал. А сегодня они востребованы – их ищут работодатели! Что можно сделать каждому для развития в меняющихся условиях уже сейчас – пройти диагностику, получить рекомендации по построению персональной траектории развития в цифровой экономике и начать обучение на сайте Университета 2035» – рассказала эксперт.
Также Алена Гейдт рассказала о надпрофессиональных навыках:
«Это те компетенции, которые точно следует изучить и развивать. Например, мультиязычность, мультикультурность, навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность, работа в режиме высокой неопределенности и быстрой сменяемости целей и задач. Есть и совсем неожиданные, но крайне важные навыки. Например, способность к художественному творчеству. На эту компетенцию уже обращают внимание во многих западных компаниях: важно, чтобы сотрудники развивали себя с точки зрения эмоционального интеллекта, развивали другой взгляд на вещи и за счет этого становились продуктивными».
В завершение дискуссии своим взглядом на ситуацию поделился заместитель директора ИГСУ Руслан Корчагин. Он озвучил данные опроса, который проходил в чате в течение всего вебинара.
«Участники встречи охарактеризовали нынешнюю ситуацию на рынке труда такими словами, как неопределенность, кризис и ожидание. Как с этим справляться? Самоопределение, самоорганизация и синхронизация», – уверен эксперт.
По его мнению, одна из стратегий борьбы с неопределенностью – коммуникация.
«Коммуницируем и снижаем неопределенность. Также необходимо продолжить обсуждать эмоциональную составляющую человека. Эти моменты могут лечь в основу технологий иного уровня», – подчеркнул Руслан Корчагин.
Итоги вебинара подвел его модератор Александр Юхно. Он структурировал выводы, отметив, что последствием пандемии стало изменение рынка труда и подходов к управлению персоналом. Также кризис ускорил осознание формирующихся трендов.
«Рынок труда становится все более сложным, а гибкие технологические решения обусловливают необходимость постоянной готовности к переменам. Работникам необходимо постоянно учиться и развиваться, в том числе междисциплинарно, выстраивая свою траекторию профессионального и личностного развития», – резюмировал А. Юхно.
Президентская академия – национальная школа управления